Обязательная маркировка шин: как подготовиться
Для борьбы с подделкой с 1 декабря 2019 года началась обязательная маркировка шин. Она позволит государству отслеживать качество товара и его передвижение на рынке. Разберемся в процессах маркировки, сроках и штрафах.
Как устроен процесс маркировки шин
Шины маркируют с помощью кода, который наклеивают на этикетку или товар. Код маркировки содержит данные о характеристиках шин, магазине, производителе, поставщике, импортере. Код маркировки создают для каждой шины заново и не используют после продажи повторно.
За выпуск кодов маркировки и отслеживание шин отвечает система мониторинга «Честный знак» (ГИС МТ). Чтобы оборот шин был прозрачным, каждому участнику рынка необходимо предоставлять данные о текущем статусе товара. Разберем поэтапно.
Производитель и импортер регистрируются в ГИС МТ, заказывают коды для каждой шины и потом маркируют их. Перед передачей поставщику промаркированных шин создают электронную накладную — универсальный передаточный документ.
Участники обязательной маркировки шин передают документы через оператора электронного документооборота онлайн (ЭДО). Так система мониторинга получает информацию, что шины готовы к отгрузке, одновременно с поставщиком.
Дистрибьютор регистрируется в ГИС МТ и заключает договор с оператором ЭДО. Перед приемкой шин от производителя или импортера сверяет коды маркировки на товарах с данными в передаточном документе.
Если нарушений нет, принимает шины и формирует новую накладную для розницы. Товар везут в магазин. Это отображается в системе мониторинга.
Розница регистрируется в ГИС МТ и заключает договор с оператором ЭДО. Если магазин не указал оператора, его автоматически назначат ЭДО-Лайт от ГИС МТ. Его можно заменить в личном кабинете.
Магазин получает накладную от дистрибьютора и проводит сверку. Для этого сканирует коды с шин и, если все в порядке, принимает товар. Система мониторинга получает информацию о том, что шины поступили на баланс магазина.
Когда шины покупают, кассир сканирует маркировку еще раз, чтобы товар вышел из оборота.
Если шины возвращают с поврежденным кодом маркировки или без кода, магазину нужно перезаказать его в ГИС МТ и наклеить на шины самостоятельно.
Что нужно магазину для продажи маркированных шин
Квалифицированная электронная подпись, чтобы передавать отчетные документы в контролирующие органы и ГИС МТ. Подпись оформлять нужно на того, кто вправе действовать от лица организации без доверенности.
Заявку на подпись можно оставить онлайн в любом удобном удостоверяющем центре, например на сайте Дримкас Крипто. Там же выдадут инструкцию по установке необходимых программ.
Личный кабинет на сайте ГИС МТ, чтобы передавать информацию о шинах. В нем хранится информация о товарах, магазине, кассирах. Через личный кабинет розница передает данные системе о вводе или выводе шин на рынок и запрашивает коды маркировки, если это необходимо.
Новое ПО кассы и 2D-сканер, чтобы сканировать коды маркировки и отправлять данные в ГИС МТ и налоговую при продаже шин.
Считывает коды только 2D-сканер. Его нужно купить и настроить.
Установить новое ПО кассы можно самостоятельно через производителя оборудования или обратиться в сервисный центр.
Когда маркировать остатки шин
До 1 ноября 2020 года можно продавать немаркированные остатки. После этой даты магазину придется промаркировать товар.
До 1 марта 2021 года нужно промаркировать шины, которые лежат на складе и в магазине без штрихкодов.
Как промаркировать остатки шин:
- Описать шины.
- Заказать маркировку.
- Распечатать и наклеить маркировку на этикетку или на саму шину.
- Ввести шины в оборот.
Ответственность за нарушения
За отступление от правил маркировки — материальная или уголовная ответственность.
Получить тюремный срок или крупный штраф за нарушения правил маркировки шин проще, потому что шины дорогие. Так если оборот немаркированных или маркированных с нарушениями шин будет выше 1,5 млн ₽, то:УК РФ
штраф 300 тыс. ₽ или зарплата за 24 месяца,лишение свободы до трех лет
-
- и штраф — доход за полгода или 80 тыс. ₽.
Производителей за выпуск в оборот с нарушениями новых требований ждут изъятие шин и штрафы:КоАП РФ
50–100 тыс. ₽
-
-
- — для ИП и ЮЛ.
-
5–10 тыс. ₽
-
- — для должностных лиц.
Розницу за торговлю с нарушениями новых требований ждут изъятие шин и штрафы:
50–300 тыс. ₽
-
-
- — для ИП и ЮЛ.
-
5–10 тыс. ₽
-
-
- — для должностных лиц.
-
2–4 тыс. ₽
-
- — для граждан.
Что нужно знать о маркировке шин
- Маркировка позволит сократить уровень подделки в обороте. На шинах будет уникальный код с подробной информацией о товаре.
- Чтобы продавать маркированные шины, нужно обновить ПО кассы и докупить или настроить оборудование.
- Отправлять данные о шинах в систему мониторинга обязательно с 1 ноября 2020 года.
- Немаркированные остатки можно продавать до 1 марта 2021 года.
- До этой даты нужно промаркировать шины, которые привезли на склад без штрихкодов.
- За отступление от правил магазин ждут материальная или уголовная ответственность.