Обязательная маркировка товаров и единая система их контроля.

В конце 2017 года Президент подписал закон об обязательной маркировке товаров специальными идентификационными знаками. Закон наделяет правительство РФ полномочиями по установлению перечня товаров, подлежащих идентификационной маркировке; по определению правил такой маркировки и по формированию перечня компаний, которые будут этой маркировкой заниматься.
Что повлечет за собой принятие этого закона?

Сегодня термин «маркировка товаров» используется только в законе о техническом регулировании и применяется по большей части для информирования потребителей о качестве товара и его соответствии установленным требованиям. Задача данных нововведений – на основе маркировки также обеспечить контроль легальности обращения определенных групп товаров на рынке. Речь идет, в первую очередь, о ввозимых товарах – маркировка позволит обеспечить контроль уплаты ввозного НДС. Также принятие закона призвано повлиять на отслеживание тех товарных групп, в отношении которых велика доля контрафакта.

Эксперименты, проводимые государством с целью обеспечения контроля оборота определенных товарных категорий, мы наблюдаем все последнее время. Пилотным в этом плане стало внедрение ЕГАИС для алкогольной продукции и оно дало свои положительные результаты как при контроле за уплатой ввозного НДС, так и в борьбе с нелегальным алкоголем. И этот положительный опыт стали распространять на другие группы товаров:

— ЕГАИС для меховых изделий уже запущен и помог увеличить легальный оборот этой товарной группы в 5 раз,

— реализация проектов по введению систем отслеживания в отношении лекарств, обуви, табачных изделий.
Очевидно, что количество тех товарных групп, которые будут подлежать маркировке, будет расти, и закономерно возникнет вопрос о том, как объединить всё друг с другом.

На самом деле всё очень просто: к 2024 году государство планирует выработать единую систему маркировки товаров.

Сделано это будет на базе предприятия Центра развития перспективных технологий — ООО «Оператор ЦРПТ». Напомним, что сам ЦРПТ — это совместная компания «Элвис-Плюс групп» (научно-технологический центр, ставший впоследствии разработчиком сетевого ПО), ПАО «Мегафон» (оператор сотовой связи и поставщик биллинговых систем), ООО «Петер Сервис» (оператор фискальных данных) и концерна Автоматика ГК Ростех.

Что мы имеем на сегодня в результате различных попыток создать ту или иную систему контроля движения товаров? ЕГАИС алкоголь – уже функционирующая и практически полностью внедренная масштабная система контроля оборота алкогольной продукции, несколько уже почти законченных проектов систем контроля по другим товарным группам, разработанных и оперируемых другими компаниями, а также уже наполовину реализованную историю кассовой реформы, когда на основе оборудования и переоборудования кассовой техникой с возможностью онлайн передачи данных всех компаний, кто так или иначе работает с конечным потребителем, выстраивается система контроля реализации товаров конечному потребителю. Очевидно, что не для того, вводились эти нововведения и на что было потрачено уйма средств, не станут. Получается, что новая система маркировки товаров должна будет как-то встраиваться или учитывать уже имеющиеся наработки.

Какие варианты реализации новой системы маркировки товаров могут быть в такой ситуации?

1. Разрабатываемая система маркировки и отслеживания товаров будет подразумевать расширение полей в УПД (универсальный передаточный документ) – в отношении отслеживаемых товаров появятся поля, в которых будет указана маркировка (идентификатор, уникальный код) товара.

2. В свою очередь, это подразумевает, что к 2024 году в отношении категорий товаров, подлежащих отслеживанию, все участники оборота должны будут полностью перейти на электронный документооборот (код вряд ли можно будет просто набивать руками, это ненадежно), поэтому понадобятся: во-первых, специальные считывающие эту маркировку устройства (сканеры); во-вторых, должна быть разработана собственно маркировка, а также порядок, в котором она будет наноситься на отслеживаемый товар.

Полагаем, что в отношении более дорогостоящих товаров это могут быть RFID-метки (например, на шубах сейчас ставятся именно они – радиочастотные метки, которые позволяют бесконтактным способом их считывать). Но сами по себе такие метки дорогостоящи, для более массовых и дешёвых товаров они не подходят, тем более что в силу специфики некоторых товаров они не могут быть на них нанесены — товары на основе жидкости, радиосигнал от такой метки будут поглощать, а товары с большим количеством металла, как например, плитки шоколада, такой сигнал будут отражать. Поэтому для таких категорий товаров используется кодировка dot-matrix, в простонародье именуемая 2D-код

3. Что приводит нас к вопросу о том, кто и как будет наносить эту маркировку. И здесь тоже есть варианты. Самое оптимальное – когда товар производится в РФ и производитель сам будет наносить маркировку. Что потребует от него приобретения определенного маркировочного оборудования (единовременные затраты) и некоторой перестройки процесса производства (включение в него стадии маркировки товара). После такой перенастройки, сама стоимость нанесения маркировки на товар станет несущественна в пересчете на единицу каждого производимого товара.
Другой вопрос – что делать с ввозимым товаром, как его маркировать для отслеживания на территории РФ? Здесь возможны два варианта:

1. с иностранными производителями будут заключаться специальные договоренности о том, как именно должен маркироваться товар для ввоза на территорию РФ еще на стадии производства;

2. либо ввозимый товар будет маркироваться при ввозе на территорию РФ.

3. Что касается самой системы отслеживания товаров, разрабатываемой ЦРПТ, то это, скорее всего, будет аналитическая система, которая будет собирать и сопоставлять данные из разных имеющихся систем контроля конкретных категорий товаров на разных стадиях оборота, и в случае обнаружения несоответствия – уведомлять об этом соответствующие контролирующие органы.

4. Онлайн-кассы в этой цепочке станут одним из основных звеньев выстраиваемой системы контроля, которые, по сути, будут фиксировать факт выбытия товара из этой системы ввиду его передачи в руки конечного потребителя.