Стартовал эксперимент по маркировке сигарет под «сигаретный ЕГАИС»

С 15 января в рамках подготовки к запуску сигаретного ЕГАИСа стартовал эксперимент по маркировке табачных изделий. Каких результатов ждут организаторы и участники эксперимента и увеличит ли цену на сигареты их маркировка?

Как сообщает РИА Новости, эксперимент будет проходить на территории РФ с 15 января по 31 декабря 2018 года. В этот период в нем могут принять участие все желающие: с января – производители, оптовые поставщики и розница, а с 1 июля – подключится смогут и импортеры табачной продукции.

Эксперимент направлен на то, чтобы проверить эффективность механизма маркировки для обеспечения подлинности табачной продукции, а также на противодействие ввозу в Россию контрафактной продукции. Производители ожидают, что в результате введения маркировки у них вырастет доля рынка, а государство надеется таким образом увеличить собираемость налогов.

Кстати, пилотный проект может быть запущен в Ростовской области. Об этом ранее говорил председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Сергей Рябухин.

— ЕГАИС не только поможет вывести из тени нелегальный бизнес, но и позволит увеличить дополнительные доходы в региональные бюджеты, — заключал сенатор.

В доказательство он приводил итоги работы ЕГАИС для алкоголя за первые полгода. Прирост акцизов составил 38%. По словам сенатора, удалось вывести из тени более трети рынка алкоголя.

Впрочем, идея ЕГАИС для табака звучит из уст чиновников уже не впервые. Минздрав не раз поднимал эту тему ещё в 2011—2012 годах. И нельзя сказать, что бизнес воспринимал эту идею однозначно позитивно. Просто переход на автоматизированный учёт тоже требует денег. Хотя в этом году масштабы рынка контрафакта достигли таких шокирующих размеров, что убытки производителей явно превышают траты на систему учёта.

Правда, судя по всему, было бы логично начать эксперимент не с Ростовской области, а, например, с Брянской или Смоленской или с Алтайского края. Ведь больше всего контрафакта в Россию попадает через границу с Белоруссией и Казахстаном.

— Нынешний уровень нелегальной торговли сигаретами самый высокий за всю историю измерений, — подчёркивает вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис интернэшнл» в России Сергей Слипченко. — Вся проблема в том, что нет единой акцизной политики в странах, входящих в Евразийский экономический союз. В России акцизные ставки уже существенно превышают ставки в других странах союза, откуда на наш рынок и попадает дешёвый контрафакт.

По данным Nielsen, на долю Киргизии приходится 14% всех поставок, у Белоруссии доля 38%, а у Казахстана — 6%. Причём сама Киргизия не производит контрафакт: сигареты попадают через неё в Россию из Сербии.

— Их делают на небольшом заводе, который ведёт поставки продукции в основном на внутренний рынок бывшей Югославии и на продажу в Duty Free, — возмущается сотрудник одной из международных табачных компаний. — Вот в Киргизии эта марка продаётся в Duty Free и каким-то образом оттуда попадает в Россию. Контрабандисты там совсем обнаглели. Продают контрафакт в открытую с «газелей» или лотков. Никакие запреты на выкладку им не указ. 

Как будет работать маркировка
Табачные изделия будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix. Штрих-код будет наноситься на каждую пачку и каждый блок сигарет. Он будет содержать информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование, дату, место и время производства данной табачной продукции. Согласно методическим рекомендациям для проведения эксперимента, которые были утверждены Минпромторгом РФ, средство идентификации будет наноситься на нижнюю торцевую либо боковую часть пачки. В случае блока сигарет штрих-код рекомендуется наносить на боковую часть.

«Производитель на конвейере наносит двухмерный уникальный штриховой код на пачку сигарет. Благодаря криптографическому алгоритму его невозможно подделать или скопировать. Информация о нанесении кода на продукцию передается в реестр средств идентификации«, — рассказал представитель ЦРПТ Юсупов.

Дистрибьютор будет фиксировать поступление и выбытие каждой пачки в первичных документах и передавать информацию в реестр. В свою очередь, розничный продавец на кассе сканирует штрих-код и отправляет информацию о продаже товара оператору фискальных данных и в реестр средств идентификации.

«Информационная система эксперимента позволит контролирующим государственным органам получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, данным о сгенерированных кодах маркировки и их передвижениях», — отметил Юсупов.

Покупатели же могут отсканировать штрих-код на пачке сигарет и получить информацию о ней (место производства и нахождения упаковки в данный момент, ее статус) при помощи бесплатного мобильного приложения. Если данные о продукции, полученные от оператора информационной системы, не будут соответствовать реальности, потребитель сможет направить соответствующее уведомление.

Для защиты от сбоев в работе серверов, генерирующих коды маркировки, производители смогут использовать резервные серверы или резервный запас маркировок, который им будет предоставлен ЦРПТ. При сбое в работе онлайн-касс информация в любом случае попадет в систему, так как хранится до 30 дней.

Повлияет ли маркировка на конечную цену сигарет?
Руководитель отдела «БАТ Россия» (российская структура British American Tobacco, BAT) по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями Максим Курганский отметил, что эксперимент по маркировке как раз и должен дать ответы на вопросы о себестоимости одной метки, необходимом объеме инвестиций и возможном влиянии маркировки на цену сигарет.

«По нашему мнению, использование современной цифровой технологии в новой маркировке не должно привести к существенному росту конечной стоимости продукта и перебоям в поставках продукции на российский рынок», — указал вице-президент по корпоративным вопросам Philip Morris International (PMI) в России Сергей Слипченко.

«Так как для маркировки используется стандартное оборудование, уже имеющееся на табачных фабриках, проведение эксперимента не повлечет за собой значительных расходов со стороны производителей и, как следствие, не приведет к увеличению стоимости сигарет в рознице», — отметил в свою очередь вице-президент JTI Киселев.

Производители готовы, торговые сети готовятся
Табачные компании JTI, BAT и PMI выразили готовность участвовать в эксперименте. Вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России рассказал, что компания готова зарегистрироваться в реестре участников эксперимента уже в январе.

«В эксперимент будет вовлечена фабрика «Филип Моррис Ижора», на которой будет производиться табачная продукция с новой маркировкой в ограниченном ассортименте. В настоящее время завершается подготовка производственных линий, задействованных в эксперименте, к нанесению маркировки», — сообщил Слипченко.

«Компания полностью готова к началу эксперимента по маркировке табачной продукции, а наша фабрика «Петро» оснащена всем необходимым для этого оборудованием». — сказал Киселев из JTI. По его словам, на начальном этапе эксперимента — с целью отработки технологии маркировки и мониторинга оборота табачной продукции — маркироваться будет только один бренд из портфеля JTI.

Руководитель отдела «БАТ Россия» Курганский сообщил, что для производителя важно протестировать решение для маркировки продукции, чтобы понять, как внедрение такой системы повлияет на бизнес-процессы. Часть оборудования для нанесения и считывания кодов, указал он, у компании уже имеется, другую часть необходимо закупить и модернизировать.

Imperial Tobacco тоже рассматривает возможность участия в эксперименте. Директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Георгий Соустин поддержал подход правительства РФ — провести эксперимент до официального внедрения системы маркировки табачной продукции.

«Если на основании результатов эксперимента будет сделан вывод об эффективности данной инициативы, Imperial Tobacco, как ответственный легальный производитель табачной продукции на территории РФ, будет действовать в рамках закона и отвечать требованиям регулятора в том числе в части маркировки своих пачек», — указал Соустин.

О своей подготовке к участию в эксперименте заявили и российские торговые сети X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и ДИКСИ.